Бизнес и власть: прямой диалог

Встречи Президента России с руководством Союза промышленников и предпринимателей проходят регулярно: недавно, еще не вступив в должность, с предпринимателями встретился и новый Президент Дмитрий Медведев. Возможно, традицией станут и аналогичные беседы на республиканском уровне: на днях с членами бюро правления союза промышленников и предпринимателей (работодателей) РК о самых актуальных вопросах экономики говорил Глава Республики Сергей Катанандов.

Встречи Президента России с руководством Союза промышленников и предпринимателей проходят регулярно: недавно, еще не вступив в должность, с предпринимателями встретился и новый Президент Дмитрий Медведев. Возможно, традицией станут и аналогичные беседы на республиканском уровне: на днях с членами бюро правления союза промышленников и предпринимателей (работодателей) РК о самых актуальных вопросах экономики говорил Глава Республики Сергей Катанандов.

Открыв встречу, президент Союза Юрий Пономарев сразу передал слово своим коллегам: готовясь к совещанию, каждый из них предложил собственные вопросы к обсуждению. Директор ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» Александр Сафронов рассказал, что, обеспечив безаварийную работу ЖКХ в зимний период, предприятие нынче подсчитывает убытки, которых накопилось 52 миллиона. Каждый год размер тарифов на тепло согласовывается в региональной энергетической комиссии, исходя из цен на энергоносители, существующих на тот момент. Понятно, что цены эти в течение года растут, да еще как: мазут с 5600 рублей за тонну подорожал до 8-9 тысяч. Крупная компания, задействовав собственные резервы, могла бы подождать положенной компенсации, а небольшому предприятию приходится туго. Сложная ситуация в северных районах: крупные инвестиционные проекты там не только не реализуются, но пока и не рассматриваются, так не стоит ли сформировать отдельную инвестиционную программу для карельского севера, в которую включались бы предприятия, способные если не кардинально улучшить, то хотя бы поддержать ситуацию?

Успехи горнопромышленного комплекса неоднократно озвучивались, однако принятая несколько лет назад программа развития основательно забыта – об этом говорил председатель горнопромышленников РК Владимир Аминов. Ослаблена координация между действиями федеральной и региональной властей, в результате специалисты порой не знают, с кем следует решать конкретные вопросы. Между тем судьба разработки ни одного крупного месторождения не решена: в Пудожском районе говорят о пудожгорском месторождении, однако оно – комплексное, ни железо, ни титан, ни ванадий отдельно здесь добывать не стоит. Был назначен аукцион на разработку, однако желающих в нем участвовать не нашлось. На заседании Законодательного Собрания РК прозвучало, что есть желающие покупать концентрат с Агонозерского месторождения, но кто его будет добывать и перерабатывать пока неясно.
Владимир Нигматович является руководителем Северной геологоразведочной экспедицией. Это предприятие участвовало в конкурсе на поиск полезных ископаемых на территории трех северных районов, предложило выполнить работы на 200 тысяч рублей дешевле, чем соперники, однако госзаказ достался другому предприятию, в котором работают две пенсионерки. Как они освоят объем работ в 1 миллион 800 тысяч рублей, остается загадкой. По его мнению прослеживается симптоматика отката.

О конкретных проблемах, связанных с введением новых таможенных пошлин и прочих ограничениях экспорта древесины говорил генеральный директор ОАО «Кареллеспром» Николай Бобко. А директор банка «Онего» Сергей Савинский сказал, что республика, безусловно, развивается, но в действиях министерств и ведомств не хватает слаженности. По его мнению, было бы целесообразно ввести должность зам.премьер-министра, который курировал бы весь блок экономических вопросов. В Петрозаводске развитие бизнеса сдерживается нерешенностью проблемы с выделением земельных участков. Потенциальные застройщики, направившие свои заявки в министерство строительства, участков получить не могут: бумаги отправляются в мэрию, а оттуда ответа нет. Между тем уже выделено 36 участков под автоцентры: неужели городу необходимо столько подобных предприятий?

На этот вопрос Сергей Леонидович счел нужным отреагировать сразу. Мэра выбирали жители города, с этим выбором надо считаться. Участки под застройку у нас распределены на 20 лет вперед, однако особой активности в их освоении не наблюдается. В то же время городской властью принят генеральный план, в котором не определены места транспортных развязок, пешеходных переходов, стоянок автотранспорта. Генплан не согласован с энергетиками.
В ходе административной реформы в стране ставка сделана на министерства, которые и должны координировать взаимоотношения между бизнесом и властью, должности вице-премьеров сокращены. Возможно, новый Президент предложит новую схему управления. Очень скоро станет известно, как она будет работать, останутся ли в прежнем виде федеральные агентства, как будет налажено взаимодействие между федеральными и республиканскими властями. Опыт прежнего взаимодействия у нас есть, и не всегда позитивный: мы придумали схему равного доступа к природным ресурсам, а воспользовался им недобросовестный человек, несмотря на то, что руководили (и сейчас руководят) профильными министерствами опытные люди.

На примере Петрозаводска можно говорить об искусственном сдерживании предпринимательства: одним бизнесменам предоставляется режим наибольшего благоприятствования, предложения других просто не рассматриваются. В результате, например, магазин «Лента» до сих пор не подключена к стационарному энергоснабжению, работает на дизелях. А как будет строиться и работать новый магазин «Ташир» на Перевалке? Нет согласований по электроснабжению, канализации, а все эти вопросы должны быть предусмотрены еще в генеральном плане строительства.

Что касается «симптоматики отката», о которой говорил Владимир Нигматович, то единственное средство борьбы с такими явлениями – гласность проведения торгов, аукционов, гласность подведения их итогов. Несколько лет назад мы стремились поддержать предпринимателей, давно работающих на нашей территории, сегодня никому никаких преференций быть не может, мы провозгласили политику открытых дверей. Механизм контроля должны обеспечивать контрольное управление Правительства и МВД. Есть понятные правила, которые должны соблюдать все без исключения. Конечно, иногородние фирмы могут предложить более выгодные условия для реализации некоторых проектов, но, следует заметить, что и «Лента», и «Ташир» пришли на нашу территорию практически бесплатно, в то время как в Сортавала на конкурсной основе участок земли был продан за 12 миллионов рублей. Если есть подозрения, что во взаимоотношениях между бизнесом и властью применяются «серые» схемы, если есть «симптомы отката» - следует не только обращаться в суд, но и привлекать общественность: у союза предпринимателей, крупнейшей и единственной в своем роде общественной организации есть все возможности для этого. Вряд ли кто-нибудь из министров откажется ответить на конкретные вопросы, например, на бюро правления СПП(р).

Сергей Леонидович заверил предпринимателей в том, что любые их предложения по структуре исполнительной власти республики будут рассмотрены самым внимательным образом.

Понятно, впрочем, что многое зависит от политики федеральных властей. Развитие экономики сдерживает недостаточное финансирование дорожной сети: если в этом вопросе на помощь придет федеральный бюджет, возможно, инвестиционную политику республики придется пересматривать. Сегодня, по большому счету, помимо дорожного строительства, мы должны обеспечить инфраструктурой строительство нового микрорайона на Древлянке и профинансировать проект «Чистая вода». Новые проекты нам не по силам. Частному бизнесу поможем, чем можем, но ориентироваться он должен в основном на кредитные ресурсы.

Много вопросов у работников лесопромышленного комплекса, но вопросы эти следует разделить: одно дело, если, действуя в рамках своих полномочий, мы не можем решить проблему, другое – если есть разрыв в интересах лесопользователей и исполнительной власти. Прежде, чем обращаться на федеральный уровень, следует тщательно проработать все вопросы здесь, в республике. Надо признать, что у федерального руководства все больше аргументов при принятии тех или иных решений. В российских министерствах работают люди, владеющие информацией, в том числе и по Карелии, и они знают, что на решение некоторых проблем нам были даны и время, и полномочия. Для того чтобы требовать каких-нибудь преференций, нужны очень серьезные аргументы. А все наши ошибки в Москве знают.
Отдельная тема – машиностроение в республике, вернее – судьба предприятия, давшего имя нашей столице. Онежский тракторный завод должен остаться символом республики, а конкретных планов по развитию производства на первой площадке пока нет.

Вообще за последние годы ни одного серьезного предприятия в Петрозаводске построено не было. Железнодорожники выступают с предложением организовать у нас строительство вагонов: пока никаких конкретных предложений нет. Юрий Пономарев напомнил о планах организации технологической деревни в Петрозаводске: решение о начале строительства опять откладывается и с нашей, и с финской стороны.

Глава Республики согласился: инициативы недостает. На международном уровне регионы представили свои проекты по строительству жилья: Санкт-Петербург предлагает инвесторам площадку на строительство микрорайона на 300 тысяч жителей, Челябинск – на 200. Все площадки обеспечены инфраструктурой. Мы, к сожалению, ничего подобного инвесторам предложить сегодня не можем.

Союз предпринимателей – мощная структура, она может способствовать разрешению множества насущных вопросов развития нашей экономики. Без сомнения, регулярное общение между представителями бизнеса и власти пойдет на пользу обеим сторонам.
 

Светлана Федотова