на главную страницу

 На главную

 Новости

 МЕРОПРИЯТИЯ
Что такое СПП (р) РК?

Кто входит в СПП(Р) РК?

Деятельность союза

РСПП

Социально-экономический раздел

Предложения для членов Союза

Представительство МСО ПАУ в РК

Конференции, семинары, выставки

Контакты

Антикризисная политика

185035, Республика Карелия,
г.Петрозаводск, ул.Андропова, д.2, офис 127
тел.: (814 2) 77-28-64
e-mail: spp.rk@onego.ru









Дизайн
и программирование сайта
WebLab
 

Состоялось первое заседание Комитета РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию

В заседании Комитета приняли участие Президент РСПП А.Н. Шохин, член Бюро Правления РСПП, Председатель Правления Института современного развития (ИНСОР), Председатель Комитета РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию И.Ю. Юргенс, исполнительный вице-президент РСПП, Управляющий директор Управления трудовых отношений и социальной политики РСПП Ф.Т. Прокопов, представитель Аппарата Государственной думы ФС РФ Д.В. Ушаков, представители РСПП в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений, руководители и представители отраслевых объединений работодателей, негосударственных пенсионных фондов и компаний.

На заседании Комитета выступил Президент РСПП А.Н. Шохин. Он поздравил участников заседания с началом работы Комитета.

Он напомнил участникам заседания, что в РСПП действовала постоянная рабочая группа по развитию пенсионных систем и РСПП принимал активное участие в обсуждении пенсионной реформы 10 лет назад. Были сделаны многие правильные шаги в развитии пенсионной системы в России. Однако сегодня проблемы, о которых мы предупреждали, выявились с новой силой.

А.Н. Шохин отметил, что создание Комитета в разгар дискуссии о направлениях реформы пенсионной системы очень своевременно. В пенсионных системах и не только в России, наблюдаются проблемы, связанные с демографией. Об этих проблемах мы заранее знали, но не подготовились должным образом.
Он отметил, что находясь в условиях ограничения налоговой нагрузки, демографический фактор ложится тяжелым бременем на бюджет.

А.Н. Шохин отметил, что нельзя ограничиваться обсуждением отдельных пенсионных тем, необходимо обсуждать всю конструкцию пенсионной системы и при обсуждении не должно быть неприкасаемых тем, в том числе и повышение пенсионного возраста.

По его мнению, реализация только фискальных предложений и отказ от накопительной компоненты не может обеспечить улучшение финансовой ситуации в пенсионной системе в долговременной перспективе. Фискальное решение проблемы позволит улучшить ситуацию не более чем на 6 лет. При этом необходимо иметь в виду, что любое увеличение нагрузки на фонд заработной платы может привести к сокращению облагаемой базы для начисления страховых взносов. Эта тема чувствительна с социальной точки зрения, но она также чувствительна и для экономики, инноваций.

Говоря о накопительной пенсионной составляющей, А.Н. Шохин подчеркнул важность для экономики сохранения «длинных» денег. Если сегодня отказаться от уже действующей накопительной системы, это отрицательно скажется на имидже России, как страны привлекающей инвестиции, и пострадает имидж власти, которая отказывается от своих обязательств.

Он подчеркнул, что проблема не решится путем перевода накопительной пенсионной компоненты в распределительную. «На данный момент нет аргументов, что распределительная система эффективнее, чем накопительная», - сказал он. В каждой части пенсионной системы есть элементы неэффективности. Основной путь – повышение эффективности накопительной части.

По мнению А.Н. Шохина, перевод выплаты досрочных пенсий из одного фонда в другой не решает проблемы этих пенсий. При переводе досрочных пенсий из системы пенсионного страхования в систему социального страхования существует опасность увеличения объемов страховых платежей работодателей, так как в противном случае перевод не имеет смысла. На эту проблему необходимо смотреть комплексно, начиная с перечня оснований для назначения пенсий.

Кроме того, А.Н. Шохин проинформировал участников заседания об итогах совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова, на котором с участием экспертного сообщества была обсуждена стратегия реформирования пенсионной системы в России, включая повышение эффективности накопительной пенсионной системы.

В своем вступительном слове Председатель Комитета по пенсионным системам и социальному страхованию И.Ю. Юргенс отметил, что Комитет в своей работе должен определить свои краткосрочные, среднесрочные и перспективные задачи.

В краткосрочной перспективе Комитету необходимо дать оценку сегодняшнего состояния пенсионной системы.

В среднесрочной перспективе (1-2 года) необходимо наметить шаги по изменению пенсионной системы, определить, что необходимо сделать, чтобы молодые люди, входящие в трудовую деятельность, смогли самостоятельно накопить себе на достойную пенсию. Сегодня зачеркнуть накопительную часть пенсии – безответственно.

Наконец, Комитету необходимо задуматься об идеальной модели пенсионной системы для России в целом в долгосрочной перспективе.

Цель пенсионной системы – снижение нагрузки на государство, полное включение работающего населения в процесс накопления на старость. Все это к тому же должно преломляться в свете того, что мотивирует работодателей.

Председатель Комитета И.Ю. Юргенс отметил, что в настоящий момент обойтись без распределительной системы нельзя, но и отказаться от накопительной системы тоже будет неправильно. Ответственные граждане страны должны самостоятельно формировать пенсионные средства и управлять ими.

Пенсионная система должна стимулировать работу и на страну, и на свой коллектив и на себя. И тут надо искать возможные варианты», - заключил И.Ю. Юргенс.

Участники дискуссии заслушали доклад «Переход от распределительной пенсионной системы к накопительной: результаты и критерии эффективности», подготовленный членом Комитета Государственной думы РФ по бюджету и налогам О.Г. Дмитриевой, который представил Д.В. Ушаков.
В докладе делается вывод о том, что в России государственная обязательная накопительная система за счет обязательных социальных взносов менее эффективна, чем чисто распределительная система, которая была до реформы.

Сделанный авторами доклада вывод о неэффективности существующей накопительной системы вызвал широкую дискуссию, в результате которой участники заседания не согласились с приведенными в докладе результатами.

В обсуждении доклада приняли участие А.Н.Шохин; И.Ю. Юргенс; О.Ю. Голодец (президент общероссийского межотраслевого объединения работодателей – производителей никеля и драгоценных металлов); К.С. Угрюмов (председатель Совета Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов); Е.В. Сухорукова (исполнительный директор НПФ «Благосостояние»); Е.Ш. Гонтмахер (член Правления ИНСОР).

В ходе обсуждения была отмечена необходимость оценки получателей социальных пенсий в России и принятия решения, прежде всего, обществом, о размере их пенсии, а также обсуждения целесообразности возможного введения налога на эти цели.

Кроме того, отмечена острота вопроса профессиональных пенсий, выплачиваемых ранее установленного пенсионного возраста. Было предложено провести ревизию причин и оснований выхода на досрочную пенсию, учитывая, что многие её получатели после назначения досрочной пении продолжают трудиться на своих рабочих местах. Было высказано мнение, что отказ от досрочных пенсий более рационален, чем повышение пенсионного возраста.

Участниками заседания отмечено, что накопительная система завоевала право на жизнь и нецелесообразно искать ей замену. Нужно идти по разным направлениям, чтобы выработать оптимальную пенсионную систему.

В ходе дискуссии было предложено описать все население страны в логике взносов, т.е. с точки зрения формирования пенсионного капитала. Кроме того, было обращено внимание на то, что сегодня публикуется очень много различных докладов на пенсионную тематику, которые полезно проанализировать. Было отмечено, что, к сожалению, нет достаточных расчетов по каждой составляющей пенсионной системы. Все предложения делаются на уровне ощущений.

Одним из шагов по изменению пенсионной системы, по мнению участников, должен стать вывод из пенсионной системы нынешних пенсионеров (для этого обсудить проблему возраста). И это должно стать предметом общественного договора. Необходимо создать пенсионную систему для активной части населения, сама система пенсионного страхования должна быть рассчитана, например, для граждан с 45 лет и моложе, которые принимаю участие в накоплении своих пенсионных прав. При этом государственная система может обеспечивать минимум, который гарантирован государством.

Одновременно необходимо пропагандировать и развивать программы софинансирования пенсионных накоплений.

Кроме того, участниками заседания отмечалось, что сегодня пенсионный фонд осуществляет много выплат, не относящихся к пенсионному страхованию. Его необходимо освободить от этих не свойственных страховщику функций.

© Комитет РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию
 

 
ВСЕ МЕРОПРИЯТИЯ


поиск написать письмо