13 октября 2010 года Президент СПП (р) РК Пономарев Юрий Иванович принял участие в заседании Правления РСПП

13 октября в отеле Ritz Carlton в Москве состоялось заседание Правления РСПП. В повестке заседания было два вопроса – «О практике энергосбережения» и «Об изменении уровня прямой и косвенной нагрузки на российский бизнес в посткризисный период».

РСПП

С докладом по первому вопросу выступил член Бюро правления РСПП, председатель Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Вагит Алекперов.

По словам докладчика, несмотря на серьезные шаги по формированию правовой базы энергосбережения (в прошлом году принят федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», подготовлен проект Государственной программы энергосбережения до 2020 года), «для значительной части населения и предпринимательского сообщества «энергосбережение», «повышение энергетической эффективности» остаются красивыми лозунгами, но не призывами к действию».

Среди причин такого положения дел Вагит Алекперов назвал, во-первых, низкую мотивацию бизнеса. Это связано с тем, что выгоды от экономии незначительны и ниже затрат на техническое переоснащение производства. Во-вторых, у бизнеса ограниченный доступ к долгосрочным финансовым ресурсам. По экспертным оценкам – две трети предприятий испытывают нехватку средств для реализации энергосберегающих проектов, а банки не могут предложить привлекательных условий кредитования. Наконец, отсутствуют механизмы информирования о наилучших практиках энергосбережения.
 

13 октября в отеле Ritz Carlton в Москве состоялось заседание Правления РСПП. В повестке заседания было два вопроса – «О практике энергосбережения» и «Об изменении уровня прямой и косвенной нагрузки на российский бизнес в посткризисный период».

С докладом по первому вопросу выступил член Бюро правления РСПП, председатель Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Вагит Алекперов.

По словам докладчика, несмотря на серьезные шаги по формированию правовой базы энергосбережения (в прошлом году принят федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», подготовлен проект Государственной программы энергосбережения до 2020 года), «для значительной части населения и предпринимательского сообщества «энергосбережение», «повышение энергетической эффективности» остаются красивыми лозунгами, но не призывами к действию».

Среди причин такого положения дел Вагит Алекперов назвал, во-первых, низкую мотивацию бизнеса. Это связано с тем, что выгоды от экономии незначительны и ниже затрат на техническое переоснащение производства. Во-вторых, у бизнеса ограниченный доступ к долгосрочным финансовым ресурсам. По экспертным оценкам – две трети предприятий испытывают нехватку средств для реализации энергосберегающих проектов, а банки не могут предложить привлекательных условий кредитования. Наконец, отсутствуют механизмы информирования о наилучших практиках энергосбережения.

Для решения этих проблем Комитет РСПП по энергетической политике и энергоэффективности предложил мотивировать бизнес со стороны государства «не только через повышение тарифов («метод кнута»), но и, прежде всего, путем стимулирования производителей и потребителей, внедряющих новые технологии, и создания благоприятных условий для инвестиций в энергосбережение». Такие условия могут быть созданы через субсидирование процентных ставок по кредитам, льготную амортизацию, снижение ставки по налогу на имущество и др.

Кроме того, по мнению председателя комитета, экономия энергии для конечных потребителей должна влиять на величину устанавливаемых тарифов (цен) на энергоресурсы. Сегодня такой механизм отсутствует.

Для пропаганды энергосбережения и его экономической привлекательности Вагит Алекперов предложил создавать в регионах специальные пилотные центры, где будут представлены современные технологии, оборудование и экономические практики энергосбережения. Оптимальный механизм создания и функционирования центров, считает Алекперов – государственно-частное партнерство. При этом нельзя забывать и о поддержке отечественных научно-технических разработок. По аналогии с методикой РОСНАНО, возможно рассмотреть вопрос о проведении экспертизы энергосберегающих проектов, их коммерческой эффективности на базе Российского энергетического агентства.

В заключение докладчик выразил уверенность, «что совместные усилия государственных органов и компаний, направленные на развитие частной инициативы и устранение барьеров, смогут оказать положительное влияние на конкурентоспособность России и уровень жизни на многие годы вперед».

В обсуждении принял участие Сергей Новиков, Руководитель Федеральной службы по тарифам, который в своем выступлении остановился на вопросах экономического стимулирования энергосбережения, в том числе с использованием тарифных механизмов.

Предложения комитета РСПП были поддержаны представителями органов власти, членами Правления РСПП и представителями компаний, реализующими проекты в сфере энергосбережения (М. Слободин, Президент - Председатель правления «КЭС-Холдинг», В. Гаврилов, Сбербанк России и ряд других).

Доклад по второму вопросу представил Президент РСПП Александр Шохин. Сославшись на данные проведенного РСПП опроса, докладчик озвучил консолидированное мнение руководителей российских компаний о том, что «Скорость улучшения делового климата явно недостаточна для трансформации российской экономики из сырьевой в инновационную». Во многом это связано с тем, что уровень нагрузки на бизнес в посткризисный период не снижается, а по некоторым параметрам даже растет.

Основная причина роста нагрузки — переход от единого социального налога к страховым выплатам в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, который произошел в этом году. Сейчас ставка составляет 26%, с 2011 года она вырастет до 34%.

По мнению Шохина, в модернизацию социальной сферы и инфраструктуры инвестировать необходимо, но пока при выборе источников финансирования программ развития «реализуемая государством практика противоречит стратегии». Одна из наиболее острых тем – система социального страхования. Ее реформа, по оценкам РСПП, может привести к росту нагрузки на фонд оплаты труда для отдельных предприятий до 65-70%. «Эта цифра за гранью разумного, - заметил Президент РСПП. – А льготы получит очень узкий круг компаний».

Усугубляет ситуацию и рост налоговой нагрузки на бизнес, который превышает в несколько раз и рост ВВП, и рост выручки.

Помимо перечисленного, Александр Шохин отметил и рост административной нагрузки на бизнес. «Последнее время проблемы администрирования решаются наиболее простыми мерами. Решено дать право административно приостанавливать деятельность компании по решению не только суда, но и административного органа. Это повышает потенциальную коррупционность решения».

При сохранении темпов повышения нагрузки бизнесу придется либо сократить инвестиционные программы, либо частично или даже полностью переводить деловую активность за рубеж.

Для решения этих проблем Александр Шохин предложил «сократить избыточное регулирование и передать полномочия, где это возможно, бизнесу, сделать более жесткими процедуры принятия решений и повысить ответственность чиновников».

Это предложение Президент РСПП конкретизировал следующим образом:

Во-первых, необходимо реализовать на практике уже принятые решения в части ограничения избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, обвиняемых в совершении экономических преступлений, а так же продолжить работу над законом «О полиции» для сокращения возможностей коррупции.

Во-вторых, Шохин предложил «сначала понять, как государство будет тратить дополнительные средства, повысить эффективность расходов внебюджетных фондов, а потом предлагать повышение нагрузки на бизнес и ухудшение положений работников».

В-третьих, государству необходимо продумать механизм стимулирования инноваций. Отдельно был затронут вопрос налоговых новаций в сфере контроля за трансфертным ценообразованием.

Позиция РСПП, высказанная Александром Шохиным, нашла отклик у представителей бизнеса и депутатов Государственной Думы, в частности, Андрея Макарова, Заместитель председателя Комитета ГД СФ РФ по бюджету и налогам.

В заключение заседания члены Бюро и Правления РСПП приняли проекты постановлений РСПП по обоим докладам и решили организационные вопросы.