Заседание Бюро Правления СПП (р) РК в мае 2010 г.

Основной целью реформы электроэнергетики в 2004-2005 гг. было разделение видов деятельности на конкурентные и регулируемые. Предполагалось, что такие виды деятельности как производство электроэнергии (генерация) и сбыт являются конкурентными и в них заложен огромный потенциал сокращения издержек. Рыночные механизмы ценообразования позволят повысить эффективность деятельности как самих компаний, так и потребителей электроэнергии.
С течением времени актуальным стал вопрос и повышения эффективности деятельности сетевых компаний, ответ на который был найден в применении нового метода регулирования - доходности на инвестированный капитал (метод RАВ – regulatory asset base).
Таким образом, регулирование по методу доходности инвестированного капитала -это информационный импульс как для сетевой организации, так и для конечного потребителя, т.к. позволяет «заглянуть» в долгосрочную перспективу и формирует базу для долгосрочного планирования. В рамках всей экономики это может дать сильный толчок для развития институциональной среды и появления новых инвестиций в республике, как в сетевом комплексе, так и в прочих отраслях экономики.
Несмотря на то, что разделение видов деятельности произошло еще в 2005 году, до настоящего момента отсутствует эффективный механизм конкурентной борьбы между сбытовыми компаниями за потребителей электроэнергии.
Отсутствие конкуренции между сбытовыми компаниями приводит не только к отсутствию стимулов снижать свою сбытовую надбавку, но и эффективно закупать электроэнергию на оптовом рынке Тарифы на электроэнергию в нерегулируемом секторе в настоящее время почти в 2 раза превышают значения регулируемых тарифов.
Такая ситуация несомненно может дестабилизировать ситуацию в области тарифного регулирования в 2011 году.
Решили:
- обратиться в федеральные органы исполнительной власти с предложением внесения изменений в Федеральный Закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" по продлению предельных сроков действия договоров аренды «последней мили» или в Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. № 20-э/2, по изменению методики формирования платы за передачу электрической энергии по сетям ОАО «ФСК ЕЭС» и территориальных сетевых организаций;
- просим рассмотреть возможность внесения изменений в Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. № 20-э/2, предусмотрев, что при расчете единых тарифов на услуги по передаче электрической энергии для организаций, осуществляющих передачу электрической энергии сторонним потребителям и для собственного потребления, учитывать расходы по указанному виду деятельности только в части оказания услуги сторонним потребителям;


- рекомендовать Государственному комитету Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов обеспечить переход на установление долгосрочных тарифов на электроэнергию в соответствии с Федеральным Законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Карелэнерго — с 1 января 2011 года, прочие — с 2012 года), и на установление долгосрочных единых котловых тарифов для конечных потребителей услуг по передаче;

- рекомендовать активизировать Государственному комитету Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов разъяснительную работу среди потребителей электроэнергии о возможности выбора сбытовой компании и выбора варианта договора поставки электроэнергии.