на главную страницу

 На главную

 Новости

 МЕРОПРИЯТИЯ
Что такое СПП (р) РК?

Кто входит в СПП(Р) РК?

Деятельность союза

РСПП

Социально-экономический раздел

Предложения для членов Союза

Представительство МСО ПАУ в РК

Конференции, семинары, выставки

Контакты

Антикризисная политика

185035, Республика Карелия,
г.Петрозаводск, ул.Андропова, д.2, офис 127
тел.: (814 2) 77-28-64
e-mail: spp.rk@onego.ru









Дизайн
и программирование сайта
WebLab
 

Перспективы тарифного регулирования

В Москве прошло Всероссийское совещание по итогам регулирования тарифов на 2010 год, который проводила Федеральная служба по тарифам. На совещании присутствовали руководители органов регулирования всех российских регионов. Карелию представлял председатель Госкомитета по энергетике и регулированию тарифов Олег Тельнов.

- Немало внимания на совещании было уделено вопросам, которые характерны сейчас для многих регионов России. Так, есть субъекты федерации, где произошло резкое увеличение платы граждан за коммунальные услуги. Разбирались причины, по которым это произошло. Зачастую граждане говорят о том, что увеличились тарифы, но на самом деле это не так. Увеличивается плата, которая зависит от тарифа и норматива.

Темпы роста тарифов определены Федеральной службой по тарифам. Избежать повышения тарифов было нельзя, поскольку растет стоимость топлива, стоимость электроэнергии, соответственно, увеличиваются затраты поставщиков ресурсов.

Также влияние оказало то, что истекли сроки действия нормативов потребления ресурсов, прежде принятых. Новые нормативы вводятся в соответствии с постановлением Правительства РФ, которое предусматривает дифференциацию нормативов по типам зданий. Если посчитать, то потребление тепла на единицу площади в малоэтажных домах выше, чем в многоэтажных. Соответственно, отопление малоэтажного дома обходится дороже, разумеется, в пересчете на единицу площади. Можно провести параллели со строительством. Стоимость квадратного метра в малоэтажном доме выше, чем в многоэтажном. Рост норматива умножается на рост тарифы, поэтому плата растет более высокими темпами.

Кроме того, во многих регионах мы наблюдаем рост платы граждан за коммунальные услуги в связи с тем, что происходит отказ от дотирования бюджетами предприятий коммунального комплекса. В Карелии этот фактор роли не играет. В соответствии с решениями российского правительства в нашей республике , в течение пяти лет дотирование плавно сокращали. В следующем году эта практика должна прекратиться во всех регионах России, но ряд из них тянули до последнего. Сейчас потребителям услуг в этих регионах приходится тяжело, поскольку происходит резкое сокращение дотаций и, соответственно, увеличение платы. В Карелии же давно прямого дотирования нет, и это дало возможность направлять бюджетные средства на социальную поддержку тех, кто действительно в этом нуждается.

И, наконец, есть еще один фактор. Люди не могут разобраться в платежных документах, поскольку эти документы оформляются неправильно. Например, как предъявляется платеж за отопление. Люди рассчитываются по прибору учета. Декабрь был теплым, январь значительно холоднее. То есть, объем тепла потребовался больший. Специалисты управляющих компаний пересчитывают эти объемы на квадратные метры и указывают «тариф» в рублях за квадратный метр. Естественно, люди, сравнивая квитки за декабрь и январь, видят, что «тариф» значительно возрос, в то время, как на самом деле возрос объем услуги.

К сожалению, такие ошибки встречаются в нашей республике. Некоторые управляющие компании и поставщики услуг, напрямую работающие с гражданами, неверно оформляют платежные документы.

- Планирует ли Госкомитет провести обучающие семинары, указать на ошибки?

- Конечно, совместно с Государственной Жилищной инспекцией мы намерены провести серьезную работу по приведению платежных документов к соответствию требованиям законодательства. Возможно, разработаем типовую форму, которую могли бы использовать управляющие компании при выставлении счетов. Потребители не должны вводиться в заблуждение.

Сейчас нами разработан план этой разъяснительной работы, включающий три больших направления. Первое касается платежных документов. Второе адресовано муниципалитетам. Органы местного самоуправления должны сформировать наглядные материалы по системе предоставления и оплаты коммунальных услуг в каждом муниципальном образовании. Люди должны видеть, кто поставляет им услуги, на что идут их средства. Третье направлено на управляющие компании, которые должны разработать памятки жителям обслуживаемых ими домов. Эти памятки могут предоставляться жителям с первой квитанцией за январь. В них должно быть четко расписано состояние дома, услуги, которые получают жители, тарифы, по которым происходит оплата.

- В последнее время все чаще приходится слышать жалобы от жителей домов, где установлены и общедомовые, и индивидуальные приборы учета. Сумма показаний индивидуальных приборов учета меньше, чем показания общедомового прибора учета.

- Да, мы сталкиваемся с этой проблемой. Причины этого могут быть разные. Скажем, в случае водоснабжения, это может быть наличие утечек в подъездах, в подвале. Может быть перерасход воды теми, кто платит по нормативу. В случае электроснабжения может быть просто воровство электроэнергии или несанкционированное подключение. В соответствии с нынешним законодательством весь расход распределяется и на тех граждан, у которых есть индивидуальные приборы учета. Это явная недоработка законодателей, не исключаю, что будут внесены соответствующие изменения, но сейчас закон именно таков. Если в доме установлен общедомовой прибор учета, то собственники всех помещений обязаны рассчитаться по показаниям общедомового прибора.

- Но если, скажем, есть утечки воды в подвале, кто несет ответственность? Управляющая компания?

- Собственники! Они должны очень ответственно подходить к выбору способа управления домом. Если они приняли решение передать управление домом управляющей компании, они должны в договоре с ней прописать ответственность, которую несет компания за состояние общедомовых сетей. Как распределяются утечки, кто должен их фиксировать и устранять, кто должен проводить расследование фактов хищений ресурсов внутри дома – все эти вопросы должны учитываться при выборе способа управления домом и заключении договора.

К сожалению, большинство людей еще считают, что эти вопросы кто-то должен решать за них. Очень долго за состояние жилья отвечали муниципалитеты, но сейчас положение изменилось. Скажем, в садоводческом или дачном товариществе, в гаражном кооперативе эти вопросы не возникают. Все вопросы там изначально обсуждались, и решение принималось сообща. Дачники знают, что сами финансируют строительство дорог, водопровода, проведение электричества… Такие же отношения сейчас существуют и в жилых домах. Дом – это такая же субстанция, как дачный кооператив, все решения должны приниматься сообществом собственников, они же несут ответственность за принятые решения.

- Какие еще вопросы рассматривались на совещании в Москве?

- В частности, необходимость публичного контроля за деятельностью управляющих компаний. Существуют стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса, до первого мая эти организации должны отчитаться за прошлый год в средствах массовой информации. Разработаны соответствующие формы и порядок раскрытия информации. Кроме того, будут разработаны аналогичные стандарты для управляющих компаний, эта задача уже поставлена. Планируется выпустить регламент закупок для организаций коммунального комплекса и субъектов естественных монополий. Ведь сейчас часто возникают вопросы, например, по стоимости приобретенного топлива.

- То есть, существует возможность «откатов» при закупках?

- Возможность непрозрачных схем в этой сфере, я бы сказал.

- Предполагается, что организации коммунального комплекса, как и госструктуры, будут проводить закупки в результате конкурсов?

- Процедура будет определяться федеральным законом, думаю, что это будет некий аналог федерального закона о государственных закупках. Это революционное решение. Много лет говорилось о том, что бизнес свободен, что он может сам себя регулировать, но, жизнь показала, что не всегда бизнес может адекватно вести себя в этой сфере.

На совещании было сказано и о том, что в ближайшее время должен быть подготовлен закон о передаче вопросов регулирования нормативов потребления услуг с уровня муниципального на уровень субъектов федерации. Во второй половине года ожидается принятие федерального закона о передаче полномочий по установлению тарифов, которые регулируются муниципалитетами, также на уровень субъектов РФ.

- Это значит, что возрастет роль Госкомитета по энергетике и регулированию тарифов.

- Да, вероятно, значительно расширятся наши функции, все нормативы потребления и все тарифы по республике будем утверждать и рассчитывать мы. В настоящее время нормативы на водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение, теплоснабжение и утилизацию твердых бытовых отходов утверждаются муниципалитетами.

На федеральном уровне будет создана структура, которая станет осуществлять контроль над платежами граждан. Вероятно, аналогичные структуры будут созданы на уровне субъектов федерации. Подробнее о том, как эти структуры будут функционировать, можно будет рассказать несколько позже.

На совещании также уделялось внимание вопросам развития электроэнергетики и газификации.

 

 
ВСЕ МЕРОПРИЯТИЯ


поиск написать письмо